ПРОДОЛЖИТЬ Г.АУЭРА, НАЧАТЬ С НУЛЯ
О наличии в Северном Приладожье художнических сил и их достижениях можно судить, извините, арифметически - в каких (скольких) выставках участвовали художники из нашего края, когда и сколько было их самих и их работ... Как ни странно, но это тоже свидетельство, и грех от него отказываться.
Но сначала о сортавальской изостудии, тем более, что - редкий случай - в 1988 году в Петрозаводске вышел буклет “Народная студил любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства г. Сортавала”. Просто процитирую часть текста из него.“В Карелии впервые подобное объединение появилось в 1957 году в г. Сортавале. Первоначально это было клубное объединение - Сортавальский клуб любителей изобразительного искусства... С 1964 года практические занятия в студии возглавил... К. Гоголев... В июне 1959 года в городе прошла первая “Неделя изобразительного искусства”... Энтузиасты не ограничились рассказами о своей деятельности. В паркебыла организована персональная выставка карельского художника К. Буторова, на открытии которой присутствовал автор. В кинотеатрах демонстрировались фильмы о художниках, была организована торговля репродукциями и литературой по искусству. С тех пор клуб вместе с общественными организациями широко отмечает “недели”. В ее рамках весной (в апреле. - В.С.) проводятся тематические выставки, конкурсы работ самодеятельных художников...”
В буклете, естественно, репродукции рисунков, линогравюр, фото изделий из дерева - ларец, вальки, макеты церквей и северных домов, маски, ковши и т.д. И общее фото: в центре - Т.Д. Хаккарайнен, К.А. Гоголев, Ж.П. Белова и 23 участника студии -В. Федотов, М.Губин, В. Родионова...Теперь о выставках.
В год 60-летия образования Карельской АССР состоялась республиканская выставка работ самодеятельных художников и мастеров-умельцев. Понятно, с поправкой на известную идеологическую и тематическую избирательность, всегда заужающих взгляд, не говоря уж о том, что всякая экспозиция -не полный отчет. Например, ни Гоголев, ни Харитонов не стали ее участниками, а официально они тогда еще не были профессионалами. И все же.
Так вот, тогда в Музее изобразительных искусств КАССР (Петрозаводск) было представлено 460 живописных, графических и скульптурных работ, а также произведений декоративно-прикладного искусства 124 художников. И “доля” Северного Приладожья составила 12 участников с их 35 работами -все по живописи и графике. А именно в графике (всего 76 работ 27 участников): две работы дебютанта выставки О. Гаголиной из Лахденпохья (в том числе “Деревня Са-рало”; правильнее, конечно, Сорола), пять листов (в основном, “космической” тематики) тоже дебютанта А. Десницкого и семь – В. Федотова.
По разделу живописи шел только один сортавалец, дипломант республиканской выставки, член клуба любителей изобразительного искусства С. Силин (4 работы, из которых одна “сортавальская}. Среди графиков и питкярантец был единственный -тоже дебютант - М. Михеев с двумя портретами. Зато в живописном “ряду” (149 работ 51 участника) питкярантцы не подвели - 8 художников с 17 полотнами: А.Г. Герасимов (“Утро Питкяранты”), И. Делеган (4 работы), Ю. Осипов (“Вечер на Ладоге”), П. Порожский и В. Ульянов с природными пейзажами. Большинство - лауреаты и дипломанты республиканских, всероссийских и всесоюзных выставок (Силин тогда был лишь дипломантом республиканской, а Федотов - всех трех этих “степеней”). Как в Сортавале, в Питкяранте тогда действовало объединение самодеятельных художников, руководил которым А.Г. Герасимов. Характерно, что в Суоярви, если судить по этой выставке, царила полная тишина. Впрочем, как и в районе с давним корневым населением - Пудожском. Правда, в экспозиции находилось полотно “Суккозеро”, но - сегежанина П. Моисеева.
РОК-ПОКЛОННИК И ПЕЙЗАЖИСТ
Конечно, Сортавала, логично став наикрупнейшим в Северном Приладожье культурным центром, никак не единственная по “художнической” части. Неприлично плохо знаю я о сегодняшнем положении в Суоярви. Здесь, конечно, есть своя школа искусств, в которой юные суоярвцы обучаются живописи, а еще хореографии и музыке -около 250 воспитанников. Один заезжий журналист так описывал ее весной 1999 года, накануне 10-летия школы: “школа..., разбросанная потрем зданиям, “штаб-квартирой” имеет бывшее здание горсовета, деревянное, рядом с шумной железной дорогой...”, “крохотные кабинетики...”, “в классе, где дети учатся живописи, тесно, ужасно жарко (тепловой узел здесь располагается), цвет стен ядовито-желтый...”.
Такие вот слова, надиктованные увиденным и сказанные корреспонденту преподавателями этой комплексной школы Ириной Борисовной, Галиной Ивановной, Ольгой Станиславовной и Натальей Владимировной. Но не только такие. Были и другие. О том, что “воспитанница ваших коллег (суоярвских педагогов. - В.С.) в Леппясюрья Дарья Макарова, которая ныне учится в музыкальном училище имени Раутио, два года подряд была дипломанткой международных конкурсов имени Чайковского и Рахманинова...”, что “работы... юных живописцев Маши Козловой и Лены Истоминой” - во всероссийском каталоге фестиваля детского рисунка “Северные детские фантазии”, а акварели Маши Козловой в конкурсе юных художников “Мой Пушкин”, организованном в 1997 году международным журналом “Мир женщины”, первую премию получили...”, что, наконец, “мэрия рисунками... учеников стены административных зданий украшает...”.
В апреле прошлого года в Петрозаводске проходила республиканская выставка работ учащихся детских художественных школ. Так вот, из десяти представленных суоярвских работ отборочная комиссия приняла шесть! “Ольга Станиславовна Кравченко, десять лет обучающая... детей исключительно классическим образцам живописи и композиции, сокрушалась, что все, чему она... учит ребят, напрочь уничтожается нашим телевидением... Эти монстры, эти безумные мультяшки, эти воюющие, уродующие себя рок-певцы...” -честно передавала газета мнение педагога. Но и рассказала о главном школьном поклоннике одной из таких групп - 10-летнем Коле Гагарине, который...был автором трех из шести работ: двух акварельных натюрмортов и пейзажа.
Что сказать продела взрослых местных художников? Только то, что в октябре прошлого года в Суоярви открылся-таки свой выставочный зал. Уж теперь-то здешние мастера кисти и резца покажут, кто они...
ВАЛЕРИЙ КРУПИН и К°
А некоторые питкярантские мастера кисти уже сейчас известны далее пределов своего района. Тот же Валерий Крупин. Он быстро рос творчески, нащупав свою тему и стиль - на одной из областных выставок начала 90-х два его цветных офорта, “Свет в шхерах” и “Поздний вечер”, приобрел Музей изобразительных искусств республики. А извечное для художников и поэтов ощущение своего одиночества для него разрешилось неожиданно.
Однажды к ним в гости зашел финский писатель, до войны питкярантец. И подарил Валерию выпущенную в Финляндии книгу, где имелись и репродукции Григора Ауэра, о котором до того дня Крупин и не знал ничего. Так встретились земляки. И Валерий захотел побольше узнать о своем предшественнике, но успел сделать немного. На родине финского художника его следов не осталось, только дом, где он родился, и фундамент здания, где он работал. Ауэр дружил с Левитаном и Рерихом, но это все, что удалось выяснить. Вот репродукции в книге, известно, что в музеях Куопио и Хельсинки хранятся несколько его гравюр. Валерий, решив восстановить справедливость, связать времена, изготовил мемориальную доску, которую собирался установить на роди-тельском доме Г. Ауэра (приближалось 100-летие со дня рождения финна), но в октябре 1992 года он отправился с родственниками на моторке в ветреную Ладогу порыбачить и в свой дом не вернулся.
“По правде говоря, лишь уверенные мазки кисти Тюко Саллинена (который, по мнению финских искусствоведов, “поднял на вершину финского искусства людей и природу Сортавальского края”. - В.С.), Маркуса Каллинена и карельского художника Григора Ауэра увековечили суровые черты (местности от Импилахти до Салми, - В.С.)... Юнгве Бэкк, ... выросший в Сортавале и позже, с 1911 года, живший в Салми... также принадлежит к художникам, писавшим северный берег Ладоги...
В 1921, 1922 и 1926 годах Саллинен гостил у Григора Ауэра в Питкяранте и на Валааме... Виктор Вестерхольм познакомился с Карелией в 1900 году. Он уже ранее рисовал на Кюмийоки, но когда его друг, инженер Густав Пакколен, переехал с заводов Кюмийоки вблизи Сортавалы на Янисъйоки, на заводы Хямекоски, Вестерхольм совершил туда несколько поездок. “Хяюскюнваара в Рускеале” 1908 года была одной из его больших панорам... Ярнефельт также бывал в этих краях: он в 1921 году написал картину о ляскельском заводе...”
Все это выписки из той же книги X. Сих-во и М. Руосалайнена о “засортавальских” окраинах Северного Приладожья. Вот какие были у Крупина предшественники, и в Валерии прерванная надолго художническая история нашей земли только-только начала срастаться, как... Но остались его коллеги - живописцы А. Каява, В. Ульянов, К. Кислицин, В. Скоропей. Кислицин много пишет Валаам, увлекается и резьбой по дереву. А еще резные фигурки персонажей русских народных сказок О. Ильиной... Работы всех их летом 1997 года экспонировались в Петрозаводске. Скоропей же зимой 1999 г. прибыл в гости в Лахденпохью, где состоялась его выставка в частной картинной галерее местного художника А. Васильева.
В финские времена питкярантское крыло края было богато на художников, не в пример лахденпохскому, где работал, насколько пока известно (повторюсь), только М.Ф. Вригхт, зато в советско-российские годы, кажется, наоборот. На полноту информации никак не претендую, но о двух здешних людях сказать надо и, любопытно, оба они - не местные уроженцы.
Псковитянин Валерий Федорович Ульянов в поселок Хийденсельку приехал в сорок шестом. Был и плотником, и столяром, и на высших должностях служил. Своими руками дома изготовил резную мебель, шил лодки, ладил яхты, в молодости ходил под парусом по Ладоге. Мечтал о море, служил во флоте, но остался “земным”. Хотел поступить в художественную школу - не вышло, надо было работать. А к холсту тянуло, он и не сопротивлялся, и теперь пейзажей, ставшего ему родным Северного Приладожья у него масса. Не только для себя: когда проходят выставки (и в Лахденпохье, и в Москве) - и для других.
Александр Алексеевич Васильев - тоже мечтал о море и моряком стал. После окончания ленинградской “мореходки” четыре десятка лет служил на Северном флоте: начинал штурманом, уходил - с должности командира атомной подводной лодки. Потом капитан второго ранга был старшим преподавателем военно-морской кафедры училища имени адмирала Макарова в Ленинграде, в 1980 году демобилизовался, и врачи сказали прямо: “Жить в городе - себя хоронить, нужны травы, мед и чистый воздух”, и в восемьдесят втором Васильев, развернув карту Карелии (до Санкт-Петербурга рукой подать!), выбрал Лахденпохский район. Поселился в поселке Хухтереу. Вскоре купил здесь старый дом и на восемь лет стал управляющим фермой “Труд” плем-совхоза “Куркиеки”.
В молодости брал в руки карандаш, в море было не до рисунков, а вот природа Северного Приладожья подняла с тайного донышка его вроде оцивилизованной среди стальных переборок и камня столиц души заветное желание. И в 1986 году Васильев начал серьезно писать. Через несколько лет поступил, а затем окончил отделение изобразительного искусства Московского заочного народного университета. Даже тяжелая автоавария, после которой полтора года не двигались рука и нога, не помешала вернуться к кисти. Ежедневно пишет, иначе “пальцы деревенеют”, признается он. В том числе, и на ночной рыбалке держит рядом картон для набросков: на небе полыхнет неожиданным светом - он за кисть, подсвечивая фонариком.
Наверное, потому на полотнах Васильева краски “заярчены”. Мы-то, не единожды видя “рериховский” росплеск наших высоких и изменчивых небес (кстати, его “Шхеры” и композиционно напоминают работы Рериха, да и здешних мастеров финских времен), оценив их мощную палитру, все же более привычны к другой гамме. Считаем за естественное, родное - мягкие, приглушенные тона. Васильеву же любы исключения. А, может, побывав на своей “некаботажной” субмарине и в ярких на палитру южных широтах, оттуда перенял он эту тягу к резкому, контрастному, необычному для глаз северного человека? Так или нет, но на его полотнах изображены и безымянные, хотя явно североладожские места (“Тишина”, “На озере”...), не говоря уже о “Чайках на Ладоге”, “Шхерах”, “Кирхе в Лумивааре” и милая среднерусская равнина, и итальянский закат, и высокогорное “Безмолвие”, и фиорды Норвегии. Отдельная тема - море (в том числе и подлодка во льдах под северным сиянием) и подвиг Маринеско.
Около 450 работ уже создал он, но две трети их - в Финляндии и в частных коллекциях Швеции и Франции. Художник много работает и там, и в стране-соседке, особенно ближних к Северному Приладожью местах, где его, пожалуй, знают больше, чем здесь. “Прихожу в магазин, где ни разу до этого не бывал, а меня приветствуют как старого знакомого: “Терве, Васильев!” - рассказывал он одному корреспонденту.
Четырежды Васильев выставлялся в Финляндии и Швеции, но и в России тоже: в Петрозаводске (1990), Сыктывкаре (1990), Вологде (1990). Первая персональная состоялась в 1994 году в зале Союза художников в Петрозаводске, а вообще его выставки начались с 1988 года и, конечно, в Лахденпохье и районе. Поскольку там специального зала тогда не имелось, то - в городской средней школе №1 (все средства от нее пошли в школьный фонд), в районном Доме культуры (доходы, решил художник - в фонд строительства детских учреждений), в племсовхозе “Дружба”, у куркиекских школьников...
“Теперь я верю, что Россия не погибла”, - написал в книге отзывов один из его зрителей. “Буду рад когда-нибудь выставить ваши работы для зрителей города Сортавалы”, - так отнесся в 1990 году к труду А.А. Васильева К.А. Гоголев. И летом 1996 года в сортавальском Доме офицеров очередная “персоналия” лахденпохца состоялась.
В марте 1998 года Васильев стал заслуженным работником культуры Республики Карелия, в ноябре года следующего -хозяином собственного выставочного зала, первого в Лахденпохье. Несколько лет тому назад выкупил он клуб фанерного комбината (ангар) и с помощью меценатов превратил его в картинную галерею, где в первой же экспозиции, кроме работ самого хозяина, были представлены полотна его дочери Марины, второкурсницы художественного училища имени Рериха. Конечно, он по-доброму будет пускать “к себе” и экспозиции других художников. Кстати, уже есть кого.
РОДИНА В ОКНЕ И НА ХОЛСТЕ
Весной прошлого года в новом Выставочном зале Петрозаводска проходила ребячья выставка, о которой уже говорилось в связи с суоярвцами. Так вот, отборочная комиссия “пропустила” в общую экспозицию из нашего Северного Приладожья (суммируя): сор-тавальских- 3, суоярвских - 6, питкярантских - 8, а лахденпохских - аж 16 работ. На семинаре, подводившем итоги, они были названы одними из лучших. В частности, рисунки Елизаветы Барановой, Максима Максимова и других. Между тем здешняя детская “ху-дожка”, кажется, самая молодая в республике - появилась всего несколько лет назад. С приездом сюда ее первого директора...
Татьяна Тувалина родом из Череповца. В семье было шестеро детей, четверо из которых училось в местной “художке”. Окончив эту “дополнительную” школу в 1983 году, она рискнула поступать в Петрозаводское педучилище, естественно, на художественно-графическое отделение. Учеба, посещение выставок, встречи с художниками - хорошее было время, полное новостей, впечатлений, замыслов. Когда учеба оказалась позади, Татьяне предложили поехать в ма-а-ленький (Череповец побольше Петрозаводска, а в Лахденпохье всего-то чуть-чуть за 10 тысяч человек) городок. В неизвестную природу: на родине - равнина, плесы, а тут скалы, иные краски. Она решилась. И стала здесь директором, когда ей не хватало трех месяцев до 20.
Начала Татьяна (теперь уже Николаевна) вести две группы общим числом в три десятка ребятишек. Сначала в помещении районного Дома культуры, потом приютил директор средней школы №2 Л.Л. Нейкен. И уж совсем недавно местная “художка” стала вполне самостоятельной, обретя нынешнее, на взгорке (город из окон, от порога - как на ладони) старое зданьице. Напа-ру с детской библиотекой.
- Конечно, тосковала по родине, - рассказывала мне она, - не хватало и общения: привыкла к выставкам, обсуждениям, спорам. Первые недели на выходные уезжала в Петрозаводск или Ленинград -походить, поговорить, посмотреть. И к здешней природе не сразу привыкла. Но работа втянула, дети.
Дети подобрались хорошие, талантливые. Среди “ее” ребят теперь много дипломантов разных выставок, а из первых выпусков большинство поступило на художественные отделения или училища Петрозаводска и (уже) Санкт-Петербурга, четверо - в университеты. Кстати, и сама директор заочно окончила художественно-графическое отделение университета на родине.
Тянуло ли заняться своим творчеством? Естественно. Но пока школу она считала главнее. Тем более что появилась своя семья. Школа сейчас имеет два филиала - в Куркиеках и Хийтоле, всего 70 ребят. Было и за 80, но вынужденная ежемесячная 50-рублевая плата за обучение не для всех родителей преодолимое препятствие. Уже и дети (в первые годы работы школы!) стали участвовать в районных, республиканских и даже международных конкурсах (Польша, Индия...), получали там дипломы, а за 1997 год и вся школа стала лауреатом детской художественной выставки “Моя Карелия”.
В 1995 году собрались в школе четверо местных художников - Татьяна Тувалина, Инна Семенова, Виктор Степаненко и Вера Коваленко. Пришли к выводу, что пора готовить взрослую экспозицию! И первая лахденпохская выставка одиннадцати авторов состоялась в стенах школы в 1996 году. После ее окончания опять собрались и решили сделать их регулярными. На второй, в следующем году, экспонировалось 42 работы, и увидели их как земляки, так и соседи-сорта вальцы, и петрозаводчане. Третья припоздала, но отличалась она другим: среди ее участников были дети из первых выпусков школы - Наташа Рылова, Вера Роя-ла и Оля Бахвалова.
- У Ольги болезнь глаз, но как она пишет!
Татьяна Ивановна достала с полки несколько листов, на которых были изображены лахденпохские - той самой, нестандартной архитектуры - дома.
- Раньше мы на пленэр ходили пешком, теперь появилась возможность выезжать на Ладогу. У Виктора Яковлевича Степаненко есть катер, и летом мы на не делю уезжаем на остров Кухка, где, сами понимаете, какие виды!
Понимаю, чего не понять. Городские пейзажи, пейзажи шхерной Ладоги... А то еще ребята, прочитав книги местного детского поэта Аркадия Маркова и прослушав о нем рассказ его дочери (родная для поэта лахденпохская улочка носит его имя), сделали множество иллюстраций к марковским стихам, изобразили его самого - выставка получилась прелюбопытная. Есть замысел вообще переиздать книгу его стихов с ребячьими рисунками.
Преподаватели неожиданно заметили, что современные дети не знают, что такое этажерка, как выглядит угольный самовар, тем более - какова из себя старая прялка. Эти предметы потихоньку стали собираться в школе, и появился здесь кабинет, намекающий на зародыш музея, какого в городе пока нет.
Само собой и в 1998 году состоялась здесь очередная выставка, уже пятнадцати авторов, и кроме местных художников участвовали в ней несколько финнов из соседней побратимской коммуны Париккала, частью - даже из числа лахденлохских уроженцев! В прошлом году учащиеся ездили в Череповец, участвовали в конкурсе детских рисунков Северо-Запада России. Соперничали со сверстниками из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Работы юных лахденпохцев Кати Медведевой (портретная живопись) и Даши Королевой (марины) удостоились добрых отзывов, а Даша и Катя стали лауреатами.
Каникул в этой школе нет. На стенах постоянно висят детские работы, среди которых есть и лахденпохские виды. А есть и такая: веселый Карлсон с его вечным двигателем завис над городом - кажется, абстрактным, но, вглядевшись, понимаешь, что тот неуловимо напоминает их отчину.
ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ
Да, Д. Песу “запечатлел... виды Сортавалы почти дом за домом, квартал за кварталом...” И, возможно, на его работах-то город остался действительно весь, без каких-либо исключений. А он к настоящему времени все же изменился: и во время советско-финляндской войны горел, и потом застраивались такие неожиданные пустыри. Это зафиксировал В. Федотов, но, кажется, один из “военных” пустырей (где ныне магазин “Детский мир”) -только на полотне А. Харитонова: обломки здания, рухнувшая культура, если в переносном смысле. То есть Харитонов запечатлел провал истории, трагический разрыв ее.
Александр Харитонов родился 12 октября 1940 года в Беломорске - как раз в переломное для страны целиком, а особенно для Северного Приладожья время. Практически все детство (в итоге вышло, что и большую часть жизни) провел в Сортавале. Отсюда поехал поступать в знаменитую “мухинку” (Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной), в 1972 году окончил ее факультет проектирования интерьеров и с этого времени перебрался в Петрозаводск, где и взлетел на “харитоновскую” высоту его удивительный талант.
Как говорится в биографической справке каталога его последней персональной выставки (акварель, коллаж), проходившей в 1991 году в Петрозаводске: “В 1976 году принят в Союз художников СССР. Работает в технике акварели и рисунка в жанрах натюрморта, пейзажа, интерьера. Тематика пейзажных циклов связана с творческими поездками в Подмосковье, Заонежье, на Ладогу, в города Средней Азии и Сибири...
А. Харитонов - автор эскизов многих рекламных плакатов и каталогов к художественным выставкам. Им оформлена книга “Иоган Вольфган Гете. Избранные стихотворения и проза” (Петрозаводск, “Карелия”, 1987), исполнен цикл рисунков к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (не изданы). А.П. Харитонова знают... и как художника-дизайнера. Он - автор проекта комплексной экспозиции “Эпос “Калевала” - памятник национальной культуры карельского и финского народов” в государственном историко-краеведческом музее КАССР...”.
Харитонов - “художник серийный, мыслит и работает циклами...” (Г. Салтуп), и циклы эти - петрозаводский, заонежский, паданский, дагестанский, иркутский (“Сумерки в старом городе”). В Петрозаводске его часто видели с этюдником на улицах, в пойме Лососинки. Известны его здешние работы “Дом на Красной улице” (1975), “Окно на Красной улице” (тут он жил в общежитии “Коммунжилпроекта”), Но что бы ни писал художник, а родную Сортавалу не забывал. Часто наезжал на родину - писать город, ладожские шхеры, Валаам. У него с П. Спиридоновым есть картины, на которых один и тот же остров, Лайвансаари, изображенный с разных точек, как стояли с мольбертами художники. Понятно, и в разной манере поданный: интересно сравнивать стили, характеры этих двух друзей.
“Выставочным” он стал, лишь перешагнув порог 30-летия и первые его экспозиции можно было видеть лишь в его петрозаводской 16-метровой комнате общежития на улице Красной, где художник жил с семьей. Дом их был очень гостеприимен, здесь можно было встретить многих художников, и не только. “Первая персональная выставка произведений А. Харитонова состоялась... в буфете-столовой Дома печати” (Г. Скворцова). Хоть это место и не самое благодатное для картин, но брешь официального невнимания была пробита. Последовало участие в другой, третьей выставках - Минск, Варкаус (Финляндия), Краснодар, Нойбрандербург (ГДР), Москва, Алма-Ата, Ленинград, Мурманск...
“Сортавала у Александра - яркий, праздничный, наполненный солнцем город. Синие волны Ладоги напоминают бескрайнее море. И так много света, воздуха во всех листах! Дрожащий от жары воздух, пену света, что набегает с озера на рассвете, по-особому освещая город, ощущаешь почти физически...”, - писала Г. Настроева, рассказывая о выставке “Советский Север-74” (Вологда). А пятью годами позже искусствовед Е. Калинин, говоря уже о следующей по счету аналогичной зональной выставке (Сыктывкар), оценивал работы мастера: “Почти каждый год художник пишет новую пейзажную серию и, при кажущейся узости излюбленных тем, никогда не повторяется, тонко исследует бесчисленные оттенки настроения природы.
Ладожские мотивы последних лет чаруют почти физически ощутимой свежестью озерной воды, утренней дымкой, нежностью полевых цветов; слоистые громады каменных островов отражаются не только в светящейся воде, но и в прозрачном небе (редкий по выразительности лирико-эпический мотив) - “Ладога”, “Колгостров”, сюита “Риеккалансаари”, “Сосны”, “Цветы”, “Кирха”, “Светлый день” и многие другие работы”.
Как вспоминал о нем его петрозаводский товарищ Б. Гущин в 1998 году: “С “Белой лошади” (сцена, увиденная художником в Заонежье, в деревне Грязная Сельга) начался второй и последний период творчества Александра Харитонова. Ирония исчезла. Осталась только печаль. (Мрачная элегантность Иркутска, ностальгия по старой Сортавале, эстетическая неухоженность Валаама, слезы печальной сирени...)”... А Саша уже работал в детской художественной школе. Всего один год. Но зато почти все его ученики стали профессиональными художниками. Случай достаточно редкий. Ученики стоят того, чтобы назвать их по именам: Дмитрий Учуваткин, Виктория Зорина, Михаил Симис, Маргарита Юфа, Артем Стародубцев, Людмила Новосельцева, Ирина Прошина, Ольга Карклин.
На той, посмертной, “персоналке” 1991 года экспонировалось около 130 работ Харитонова, начиная с 1973 года, в том числе 12 из серии “Риеккалансаари”, 6 - “Сортавала”... Был там один из сортавальских пейзажей 1983 года: кривая окраинная улочка с неровным штакетником заборчика, вечер, два дома с горящими окнами и характерными для Сортавалы изломами крыш. Впрочем, не два - один, а второй - только малая часть об одно окошко, другая - рухнула, и остатки крыши перегородили дорогу, в конце которой одиноко горит фонарь.
А на официально первой январской, 1983 года (в зале Союза художников республики), экспонировались, из числа тематических “североладожских”, - две серии акварелей из цикла “Риеккалансаари” и “Сортавала” - “Дом над водопадом” (Туокслахти, 1982), вид на улицу Карельскую со стороны сквера, но как бы сквозь него, а еще вид двора, который образуют почта и военкомат, и впереди - развалы (там, где потом вырос “Буратино”), “валаамский” дом за “спиной” пятиэтажки на площади Кирова (и снова - как бы нет этого новостроя, а старое здание во всем архитектурно скупом своем великолепии красит площадь), вид на створ улицы Суворова: полуреально-полупрозрачные женские фигуры в платьях 19 века, мужчина во фраке и цилиндре (кстати, очень популярное у художников место!)...
Он так и видел свой город - в дали лет и веков, меж коими и нашими временами - провал. “В ассоциативное пространство художник вовлекает реалии разных эпох. На этом эффекте построены некоторые листы из серии “Сортавала”: смещая и сталкивая разные времена, художник выражает мысль о единстве” (Ю. Линник). Все-таки пропасть между культурами прежних и нынешних хозяев нашего края существовала. После А. Харитонова художники стали сращивать обрывы этой пропасти.
“Саллинен не изображал Ладогу с фотографической точностью, а передавал свои переживания у большой воды”, - сказано о нем в “Сортавале и Приладожье”. Напротив (напомню), другой сортавалец, Д. Песу, “стремился в своем творчестве скрупулезно, фотографически точно изображать все мелкие детали” (“Сортавала и Приладожье”). Такова, например, его работа “Больница” (1933).
После окончания “гоголевки” (рискну так назвать ее) продолжили свое образование на художественно-графическом факультете Ленинградского пединститута имени Герцена сортавальские уроженцы Петр Спиридонов и Владимир Крюков. Петр уже тогда, в середине 70-х, увлекся Ладогой, Валаамом и видами родного города (например, первый его рисунок самой поэтичной сортавальской улочки, Суворова, создан в те годы, ее облик использовал он и в оформлении одного из городских помещений). В 1965 году приехал из Чувашии в гости к брату Федор Миронович Зиновьев, а вскоре и осел здесь. В детстве начал он с резьбы на дереве (однажды вырезал копию “Трех богатырей” Васнецова!), в армии занялся линогравюрой, позже увлекся и живописью, но именно линогравюрой отличен он в сортавальской плеяде. А на его работах - опять же город, всех восхищающий центр оного и мало кому известные окраины. Выставлялся со всеми и в Петрозаводске, и в Москве, три его работы купил филиал Владимир-Суздальского музея-заповедника, но заветная мечта художника - персональная выставка. В этом более повезло уроженцу Сортавалы Геннадию Братанову. После армии (1967-1969) посещал студию самодеятельных художников, которую вел Гоголев, потом поступил в “герценовку”. Где только ни работал он с тех пор, сейчас - в городе Пушкине под Санкт-Петербургом. Но каждый отпуск, хотя бы часть его, проводит на родине - живет в доме матери, где хранится его картинный запас, пишет Сортавалу и здешнюю природу. Городских видов у него обилие. Многие его работы ушли в коллекции Германии, Англии, Финляндии. Первая “персоналка” состоялась в декабре 1990 года в Выставочном зале, для следующей, считает мастер, еще не накопил нового. А посмотришь хотя бы развешанные на стенах материнского дома его большие работы и миниатюры, оглянешься на сложенные десятки других в углу: “Нет, не прав Геннадий!” Но художнику виднее.
Михаил Губин с тягой к природным пейзажам, Петр Изосимов - тоже насквозь “природник”, Сергей Силин не забывает Кисть. Очень мощно и своеобразно растет Петр Изосимов. Родился он в деревне-станции Пийтсийоки Суоярвского района (Черная Речка, Клюшина Гора, другие лесозаготовительные места края - работа отца. Потом был Валаам, Ленинград, наконец и Сортавала, где у мастера появилась-таки (на улице Комсомольской, самой старой в городе) своя мастерская: спасибо предпринимателю В.М. Авакяну, который дал ему не только помещение, но и снабжает красками, инструментом, хлебом (бизнес Авакяна - выпечка хлеба). Авакян на вопрос, зачем он это делает, как-то ответил: “Если общество сбережет хотя бы одного художника, оно уже этим оправдает свое существование”. Мастер тонкой акварели и жесткой графики, П. Изосимов последнее время увлекся городскими пейзажами, и как!.. Сортавальские уголки, опять же створ улицы Суворова, но написанный так, что, не зная Сортавалы, подумаешь: южный город и все! Я проверял.
Владимир Филатов (а у него тоже есть офорт с видом на улицу Суворова, упирающейся - в Выставочный зал), тот самый, что затеял организацию общих мастерских, потом стал инициатором создания городского Общества художников. Мастерские худо-бедно, но действуют, .общество, объединившее полтора десятка человек, в том числе и петербуржцев (“Участником его может стать даже иностранец”, - где вы, сортавальские финляндцы?), официально было зарегистрировано 23 января 1992 года. Да, из-за нашей общенищей жизни оно себя пока ничем не проявило, хотя художники общаются меж собой, в том числе и здесь, однако и то, и другое - своеобразные точки роста, дремлющие до поры, а приди ровное тепло - и они выстрелят, веселые, крепкие листочки.
До последнего времени казалось, что тесный круг сортавальских художников (а некоторых из них уже и не назовешь самодеятельными - мастера!), как ни велик для столь маленького городка (есть и группа “древосечцев”, о них отдельно), а известен. Нет, недавно обнаружился еще один - питкярантец по рождению - Николай Попов, переехавший в Сортавалу уже с Валаама. Он и живопись любит, но больше теснением по березовой коре (новая техника) увлечен. Правда, жизнь не задержала его у нас, вытолкнула в Кижи. Однако дал о себе знать и другой Николай, Сергеев. Лучше его назвать по имени-отчеству, Николаем Андреевичем, ибо он в 14-летнем возрасте хлебнул на своей Смоленщине горя войны полной чашей. Но отслужил в армии, четыре десятка лет отработал в сортавапьской КЭЧ, а как опытный радиотелеграфист- и на внешнюю разведку (двадцать лет вел связь с резидентом в какой-то стране). Рисовал же с детства. Третьеклассником - портреты Ленина и Сталина для оформления школы, сейчас все чаще - Богородицу с Младенцем. Но и мосток в Гидрогородке, рускеальский водопад, лодки у дощатого причала. Инвалид первой группы (левые рука и нога парализованы), далеко от дома удаляться трудно, поэтому ныне он пытается одушевить фотографии окрестностей - такой вот случай...
Это в самом городе. Добавить Андрея Десницкого в Вяртсиля, Александра Широкого в Пуйкколе (информация середины 80-х, что-то с ними теперь?), а, может, еще где кто есть? Наверно... Конечно, есть. Не может не быть - такая у нас поэтическая отчина, что руки тянутся к перу, перо - к бумаге... Не только к перу, но и к резцу, а то и к осине, липе, березе...
Столетиями ценились поделки из капа... В 16-17 веках каповые изделия оправлялись даже в серебро, кап стоил тогда наравне с диковинным привозным кокосом...В 1966 году недалеко от г. Кирова (Вятка) в деревне Лопатино работает небольшая фабрика по выделке изделий из капа -“Идеал”. Продукция идет на экспорт. Это ларцы, шкатулки, папиросницы, портсигары, пудреницы, декоративные вазочки... Деревянные ложки, видимо, пропитывались вареным маслом...” - из очерка Д.М. Балашова “Вернуть жизнь художественным промыслам” (“Север, 1996 год, №3).
“В СССР более двухсот народных промыслов и тысячи объединений мастеров... По утверждениям специалистов, СССР -одно из немногих государств, где народные художественные промыслы не только еще существуют, но и развиваются. Во всяком случае, так было вчера. Сегодня тучи над промыслами сгущаются. Одни теряют свое традиционное лицо, другие перестают функционировать в своем прежнем качестве...”
Русские лаки - изделия из Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина... Разноцветная стеклянная утварь из Украины. Изделия из кожи мастеров Эстонии. Керамика и ювелирные изделия дагестанских умельцев из аула Кубачи, отмеченные главными призами на Всемирных выставках в Париже, Брюсселе и Токио. Маленькие новеллы северных резчиков на моржовых и мамонтовых клыках, китовой кости...Казалось бы, недавно эти вещи украшали оживленные ярмарки. Сегодня их увидишь только в салонах, на выставках и в музеях. Народное искусство отступает, несмотря на усилия немногих энтузиастов...
“Если я вдали от России хочу прикоснуться к ее березам и заглянуть в хрустальную чистоту ее озер, - писал чилийский поэт Пабло Неруда, - я беру в руки подаренную мне небольшую шкатулку с русским пейзажем. Эта картина, сделанная в селе Федоскино, для меня - Россия...” - из статьи “Что ожидает народное искусство” Г. Петросян (АПН), “Ленинская правда”, 10.07.1991).
“Хотя в Сердоболе никаких рукоделий по сие время (1785 год. - В.С.) не заведено, кроме того, что начали делать там поярковые шляпы...” - из книги Н.Я. Озерецковского “Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому” (Петрозаводск, 1989).
(продолжение следует)